2016-11-23 15:25

Тюльпаномания и алмазомания история двух финансовых пузырей

Два инвестиционных пузыря, на расстоянии в 340 лет друг от друга, подтверждающие слова Джорджа Сантаяна - Тот, кто не учит историю, обречён её повторять. История двух поразительно похожих спекулятивных пузырей: подъем и внезапный крах рынка тюльпанов в 1637 году, и рынка необработанных алмазов конца 1970х, начала 80х годов.

Тюльпаномания и алмазомания история двух финансовых пузырей

В 1554 году, Ожье де Бусбек, посол императора Священной Римской империи Фердинанда I, вернулся в Вену, после визита ко двору Сулеймана Великолепного, султана Османской империи, везя первые луковицы тюльпанов, цветка до этого не распространенного в Западной Европе. Он не мог предположить, что это действие, приведет к цепочке событий, в результате которого надуется и лопнет первый финансовый пузырь в истории человечества, который вошел в историю как тюльпаномания.

Мода на тюльпаны быстро распространилась от Вены до Аугсбурга, и далее на запад к берегам Северного моря. Тем не менее, превращение в национальный цветок Нидерландов, с которыми тюльпаны наиболее тесно связаны, началось только в 1593 году, после того как фламандский ботаник Клузиус опубликовал научную статью в Университете Лейдена, в которой утверждал, что растения необычайно приспособлены для суровых погодных условий северных стран. Однако это была не единственная причина их растущей популярности. Их интенсивные цвета, благородный внешний вид, превратили их в востребованный символ статуса.


Ежегодно 8 марта празднуется международный женский день. Традиционно в этот день женщинам дарят подарки и цветы, говорят спасибо за то, что они у нас есть. Купить цветы на 8 марта вы можете в цветочном салоне Гран-при.


Все это происходило в период, когда Голландия находилась на пике своего экономического процветания. Переизбыток средств в карманах голландских граждан и сочетание дисбаланса спроса и предложения, привело к росту цены тюльпанов из года в год. Так как экономические выгоды от этого тренда становились все очевиднее, количество людей участвующих в торговле тюльпанами начало расти в геометрической прогрессии. В Амстердаме, Харлеме и других голландских городах проходили цветочные аукционы. Люди брали кредиты, и торговали фьючерсами, которые по своей сути представляли покупку растений, которые еще не доросли, не говоря уже про зацвели. Приобретенные сегодня тюльпаны, можно было продать уже на следующий день, получив при этом ощутимую прибыль. Казалось, что цены будут идти вверх бесконечно.

На пике тюльпаномании, зимой1637 года, одна луковица тюльпана могла стоить больше, чем 10 летний доход квалифицированного специалиста. Но затем, внезапно для всех, появился слух, что один редкий вид тюльпанов, не смог найти покупателя на аукционе. Сенсационная новость быстро переросла в панику. Как и все пузыри, в конечном итоге лопнул и этот. Инвесторы остались с небольшой горстью сухих и почти ничего не стоящих луковиц тюльпанов.

Начало Алмазомании

Старожилы алмазной промышленности, еще помнят об алмазном инвестиционном пузыре конца 1970х начала 1980х годов. Все началось в 1976 году, когда израильское правительство, стремившееся привлечь валюту, через быстрое развитие алмазной промышленности своей страны, начала выдавать коммерческим банкам огромные объемы капитала, под очень низкие процентные ставки. Помимо улучшения инвестиционного климата, у правительства была надежда на рост алмазного сектора, а следовательно и алмазного экспорта.

В рамках новой политики США, за счет значительного экспорта алмазов, Израилю удалось получить очень выгодный обменный курс. Это сделало спекуляцию необработанными алмазами особо выгодными, и привело к созданию значительного спроса на алмазное сырье, который не имел ничего общего с реальным спросом на рынке огранки бриллиантов в стране. В результате цены росли столь стремительно, что компании начали просто перепродавать алмазы, вместо того чтобы заниматься их огранкой, поскольку на бриллиантовом рынке, не было никаких гарантий быстрого возвращения средств. Еще хуже стало то, что в банках можно было получить кредит под очень низкие проценты, используя в качестве залога алмазы. Полученный кредит после этого, использовался для покупки большей партии алмазов.

Алмазная лихорадка, начавшаяся в Израиле, распространилась на Антверпен и Нью-Йорк, а так же начала привлекать спекулянтов в инвестиционном сообществе. Алмазные инвестиционные фирмы начали открываться в США и Европе, торгуя камнями в один карат и более, порой с перекупкой контрактов. В марте 1977 года 1 карат алмазов цвета D торговался на уровне 7200$, три года спустя, в марте 1980 цена такого алмаза была 60000$.

В попытках предотвратить выход рынков из-под контроля, весной 1978 года компания De Beers начала добавлять алмазы в коробки сайтхолдеров, на своих циклах продаж, и намеренно допустила утечку этой информации израильским банкам, финансирующим покупку алмазов по значительно завышенным ценам. Первая прибавка алмазов составляла 40% в марте 1978, затем последовало 25% за дополнительную плату в мае, 15% за дополнительную плату в июне, и 10% в июле. Кроме того De Beers не допустил к своим продажам всех незнакомых покупателей, не работавших с компанией ранее, и отменил страховку на нераскрытые коробки. После этого De Beers увеличило цены на 30% в августе 1978, на 13% в сентябре 1979 и 12% в феврале 1980 года.

Действия компании De Beers, являвшейся, по сути, монополистом на первичном алмазном рынке, в сочетании с началом экономического спада в США и Европе, привело к дефляции, и в конечном итоге финансовый пузырь лопнул. За период с марта 1980 по сентябрь 1981 стоимость алмазов упала вдвое, а к сентябрю 1985 еще в 5 раз.

Н влияние этого на алмазный сектор было катастрофическим. Сотни компаний были вынуждены объявить о банкротстве, в том числе и несколько известнейших имен в индустрии. Восстановление началось только после 1987 года, на этот раз по вполне объективным причинам, а именно массовому росту популярности ювелирных изделий с бриллиантами в Азии.




Published: 💎 Попов Василий 💎 Photo: 💎


Читайте также:
Cледуйте за нами
Реклама